Жизненный путь велосипедиста вымощен ушибами, ссадинами и стёртыми коленками. С электровелосипедом проще — управление острее, тормоза лучше, а благодаря новым технологиям тебе не обязательно обладать силой спортсменов с tour de france — за тебя педали будет крутить электромотор. Бурный эко буст в странах Европы уже пересадил достаточное количество жителей на электротранспорт, в нашей же стране велосипеды на электрической тяге всё еще диковинная экзотика
Будущим владельцам электровелосипедов не помешает узнать про второй самый важный узел в его конструкции (первый — сам мотор, конечно же) — аккумуляторная батарея. От свойств и размеров АКБ будет зависеть, как минимум дальность хода и вес электровелосипеда. Какие вообще АКБ ставят на электрические велики?
LiFePO4 vs Li-ion
Если с литий-ионным аккумулятором (Li-ion), благодаря смартфонам, мы знакомы не понаслышке, то про литий-железо-фосфатные (или же LiFePO4) мало кто знает. Оба этих типа АКБ используется на электровелосипедах. Какой выбрать? Какой нужен конкретно вашему байку?
Главный критерий выбора — мощность электромотора. Li-ion отлично справляется с двигателями до 700Вт, если же у вас более мощный силовой агрегат, то оптимальным выбором будет уже LiFePO4 за счет более высокой удельной энергоемкости. Вообще у литий-железо-фосфатных аккумуляторов много плюсов: они безопасны (даже при повреждении корпуса не загорятся), поддержка технологий, возможность эксплуатации в низком (-30°С) и высоком (+50°С) температурных режимах. И кстати, количество циклов перезарядки у LiFePO4 почти в два раза больше, чем у Li-ion-батарей.
Если всё так замечательно, почему вообще стоит выбор между LiFePO4 и Li-ion? Всё дело в том, что литий-ионные аккумуляторы намного легче и значительно дешевле, чем литий-железо-фосфатные. Поэтому если для вас вес и стоимость являются критичными при выборе аккумулятора, то советуем остановится на Li-ion. Если важней быстрота зарядки (разница в два раза в пользу LiFePO4), надежность и срок службы, то останавливаемся на литий-железо-фосфатной батарее.
Почему не свинцово-кислотный?
Наверняка этот вопрос интересен, прежде всего, автовладельцам, ведь такой тип аккумуляторов используется для запуска двигателя, а точнее — стартёра. Для установки на велосипед такой тип АКБ имеет сразу несколько существенных минусов. Во-первых, он тяжеленный (кто хоть раз спускал/поднимал хотя бы раз в день АКБ от авто домой на зарядку, понимают о чем речь). Из этого вытекает и второй пункт: плотность энергии того же Li-ion в 4-5 раз выше, чем у свинцово-кислотного из-за такой существенной разницы в весе. В общем, не вариант
АКБ для конкретных моделей
Чтобы не заморачиваться с поиском, можно купить батарею для конкретный бренд: Airwheel, Bikelectro, E Motions и другие. В этом вам могут помочь специалисты из компании Виртус Технолоджи, которые с 2015 года наладили производство Li-ion-аккумуляторов в России. Каталог продукции можно посмотреть здесь — https://virtustec.ru/akb-dlya-elektrotransporta/. Инженеры смогут не только подобрать новый АКБ для вашего велосипеда с аналогичными оригинальному характеристиками, но и значительно прокачать их, за счет чего дальность хода электровелосипеда станет еще выше!
Универсальные АКБ
На рынке огромное множество универсальных батарей для вашего байка. Подобрать можно любой форм-фактор: блок, картридж, треугольник или бутылка (да-да, так и называется). Выбор зависит от конструкции велосипеда. Например, батареи треугольной формы отлично подходят для электровелосипедов с задним амортизатором. Так же в комплект может входить контроллер, ручка газа, тормозные ручки, датчик PAS. Универсальная АКБ может использоваться в качестве резервного источника питания для увеличения расстояния за одну поездку.
Главной характеристикой является номинальное напряжение: 12/24/36/48/72/96 Вольт. Другое, на что обратить внимание при покупке — производитель ячеек. Лучшим вариантом будет именитый производитель, вроде Samsung или LG — это гарант качества). Время зарядки у всех Li-ion АКБ для электровелосипедов примерно одинаковое — 6-7 часов.
Как заряжать такие АКБ?
Так же как и телефон 🤷. Зарядка литиевых батарей ничем друг от друга не отличается, на каких бы устройствах они не использовались. Подключаем зарядное устройство к розетке 220В-розетке (при отключенном двигателе!) и ждём до тех пор, пока зеленый индикатор на БП не просигнализирует об окончании процесса. На некоторых даже есть небольшой дисплей
Не забывайте, что если вы используете велосипед в зимнее время года, то нельзя ставить аккумулятор на зарядку сразу, как только вы занесли его в помещение. Нужно, чтобы испарился конденсат. Старайтесь полностью завершить цикл зарядки (до зеленого индикатора на ЗУ), хронический недозаряд может негативно повлиять на ёмкость батареи
Не допускайте глубокого разряда
Аккумуляторы, особенно Li-ion, очень чувствительны в глубокому разряду. Зачастую, его восстановление после этого уже невозможно. Снижение ёмкости, в принципе, происходит после каждого цикла зарядки/разрядки, однако если вы допустили глубокий разряд, то восстановить первоначальную ёмкость будет весьма проблематично — теперь АКБ будет разряжаться намного быстрее
Как крепить?
Некоторые АКБ уже содержат в комплекте необходимые алюминиевую или пластмассовую платформу, кронштейны и элементы крепежа. Основные места для крепления: треугольник рамы, багажник и подседельный штырь. В целом, самым удобным местом большинство владельцев считают треугольник рамы. Многие полностью зашивают (закрывают) эту полость для более рационального использования свободного пространства (а его там куча) и оптимизации развесовки всей конструкции электровелосипеда. Хотя, в основном, это больше функциональное, чем эстетическое решение
Крепёж — для терпеливых
Во время крепежа любой (особенно универсальной) батареи могут возникнуть проблемы — не подходит крепление на один из болтов (придётся сверлить дополнительно). Чтобы избежать отщёлкивания крепления (возникает из-за стука о раму на кочках), можно использовать металлическую стяжку.
Крепление на багажнике:
Некоторые обращаются к помощи 3D-печати, чтобы сделать кастомный корпус
Как вам статья?