Музыкальный сленг: электронная музыка по фене

Термины для будущего хитмейкера

РубрикаСложность материалаВЫСОКАЯВремя на чтение35 минут

Ingredients

Directions

Музыкальный сленг: электронная музыка по фене

Саунд-продюсером можно запросто стать за месяц — туториалы в сети можно грести лопатой. Хотя «запросто» — это, конечно, образно говоря. Пердящие bassboost-ремиксы, которыми завален ВК, мы в расчет не берем, а чтобы создать хороший оригинальный электронный трек (при учете засилья в наших ушах уже вышедшей музыки) нужно попотеть.

Кстати, если ты не определился в каком жанре ты хочешь стать звездой новой школы, то есть прекрасный сервис, который собрал их все воедино. Мы писали об этом здесь.

808 барабан (TR-808)

Барабаны, созданные с помощью самой известной в мире драм-машина Roland TR-808,  ударные звуки которой стали фактически классикой электронной музыки и многих её поджанров. C её помощью написано (и продолжается писаться несметное количество хитов). Отличается невероятно мощным и плотным звучанием кика и абсолютно не реалистичным набором перкуссионных звуков — металлические хлопки в ладоши, синтетическая колотушка и супервысокие тома стали своего рода визитной карточкой драм-машины

АДСР (ADSR, огибающая)

Описывает временные характеристики сигнала, изменение изменения амплитуды, частоты среза фильтра (cutoff), панорамы (pan) в синтезаторах. Каждый музыкант в своем проекте имеет не одну огибающую в своём проекте.

Можно «нарисовать» огибающую у любого звука, меняя её динамику и форму. Это используется для подгона скорости (за сколько нота дойдет до определенного уровня), громкости и длины звука. Всё зависит от конкретной цели. Из других параметров огибающей, которые есть в VST-синтезаторах выделяют следующие последовательные фазы:

  1. Attack (Атака) — время, чтобы громкость ноты достигла установленного максимального уровня. От параметра зависит за сколько сигнал пройдет от минимума (тишины) до своей пиковой громкости. Имеется вообще у любого сигнала.
  2. Decay (Спад) — фаза спада сигнала до уровня, определенном в фазе sustain, т.е. до уровня задержки. Аналогично, параметром является время спада.
  3. Sustain (Удержание) — фаза «стабильного звучания» с постоянной заданной амплитудой, т.е. после того как Attack и Decay уже сыграны. Т.е. это тот сигнал, который будет идти постоянно и не изменять сигнал по амплитуде.
  4. Release (Затухание) — фаза затухания сигнала. Завершающая стадия спада амплитуды сигнала до нуля. Тоже временной параметр.


Аранжировка

Построение гармонии и мелодии, подбор тембров. Один из самых сложных этапов в создании музыкального шедевра. Аранжировщик должен грамотно выстроить всю структуру трека, а именно: единый ритмический центр, вносить тембральные и мелодические изменения (при необходимости) и следить за количеством инструментов (внутреннее богатство аранжировки при малом количестве элементов — высший пилотаж).

Считается, что главным правилом аранжировщика является именно умение ограничить количество элементов в треке. Инструменты после аранжировки должен сидеть в своем частотном диапазоне. Например, если синтезатор и гитара играют одно и то же в одной октаве, то, скорее всего, возникнет конфликт. Чтобы этого не произошло профессионалы переписывают дорожки, мьютят, убавляют уровень конфликтующих инструментов, разносят с помощью эквалайзера элементы на разные частотные полосы, либо используют панорамирование

Основными элементами аранжировки считается: ритм-секция, педаль, ритм (сюда входит перкуссия 0 шейкер/маракас или тамбурин) и соло (вокал). Как правило, аранжировщику отдают для допиливания весь проект, вместе со всеми составляющими:

  • Все миди-треки
  • Все их стемы (чтобы было понято, как это звучало на твоём звуке)
  • Все «сырые» wav-файлы
  • И все их стемы по тем же соображениям.


Амен

барабанная сбивка, написанная Грегори Коулмэном, которая стала самыми популярными семплированными шести секундами во всей истории. Данный сэмпл был использован десятки тысяч раз и звучит в огромном количестве хитов хип-хопа, техно и драмнбейс музыки как прошлых лет, так и современности.


Автотюн (автотунец)

Самый известный плагин из набора Antares Auto Tune. Самый популярный инструмент для всех фальшивых вокалистов. Позволяет изменять, добавлять эффекты и корректировать вокальные партии, точно сводя их по тональности. Практически современный рэп в России грешит использования автотюна — вы можете услышать его в любом хите на Apple Music или ВК, т.к. голос там «роботизирован» и звучит совсем не реалистично. Но многих исполнителей не спасает даже он

Акапелла

Отдельно записанная вокальная партия. Кстати, правильно термин пишется как «А капелла». Если совсем по простому — это песня без музыки. Как правило используется для написания ремиксов и каверов на оригинальный трек.

Бас (Bass)

Бас — это основные ноты ритм-секции, которые делают трек «жирным» или «тонким». Самые низкие инструментальные партии, низкие частоты в общем спектре звука (как правило 90 Гц — 200 Гц, но допускается срезать бас на 50-70 Гц). Слишком большой подъем делает звучание гулким. Именно в этом диапазоне лежит бочка и, в некоторых случаях, снэйр. Здесь всё зависит от задачи баса. Если необходимо сохранить низ, то резать нужно максимально аккуратно. Чтобы сохранить фактуру необходима компрессия с приличной атакой и насыщенность гармониками, чтобы сохранить «вес»

Пример

Бас #1

Бас #2

Бейслайн (Bassline)

Басовая линия. Сюда входит вся мелодия (барабаны — бас, кик, снейр, перкуссии) + рисунок модуляции. Если бейслайн звучит слишком однообразно допускается использовать автоматизацию фильтров или введение новых составляющих. Вот так пишут бейслайн крутые DNB-продюсеры


Бочка, бас-бочка

Он же kick drum (в случае с живыми барабанами) или bass drum (в случае с драм-машинами). Считается, что термин пошел из house-музыки и обозначает симбиоз кика и саб-баса. Для некоторых «бочка» — это чистый кик, а другие делают бочку из трёх слоёв — лоу кик, мид кик и хай кик (ненужное срезается эквалайзером)  — нет единого мнения на этот счет.  Хорошую бочку можно создать с помощью сэмплера Kontakt 3

Пример бочки:

Бэктубэк (Back2Back)

Способ игры диджей-сэта, когда на одном оборудовании играют два диджея, которые сводят треки друг друга (в идеале, не знающие, что поставит коллега дальше).

Ваншот (One-shoot)

Не зацикленный сэмпл. Как правило это — ударные инструментов, таких как кик, снейр и хай-хэт. Считается более трушным, чем залупленный сэмпл, хотя наверняка знать, срезан ли конкретный ваншот с лупа не всегда удается. Использование нескольких ваншотов в треке затрудняет тот факт, что каждый звучит в своем частотном диапазоне и имеет определённые настройки компрессора

Варпинг (Warping)

Это синхронизация по темпу различных аудиоматериалов: лупов, семплов, треков, мелодических партий и других элементов

Вейвлаб (WaveLab)

«обрусевшее» название программы Steinberg WaveLab. Один из самых известных звуковых редакторов и программ для мастеринга в мире. Включает в себя набор инструментов для полного цикла работ по окончательной подготовке аудио треков к тиражированию и продаже.

Войсдроп (Voice Drop)

Вставка в миксы с какой-либо информацией (название микса, диджей и прочее). Используется во всех профессиональных миксах и радио-шоу. В отличии от джингла не содержит музыкальную подложку — только голос.

Пример войсдропа:

Водокодер

Устройство или программа, которая может изменять тембр оригинального сигнала с помощю синтеза. При этом с одной стороны синтезируемый сигнал изменяется, путём выборки из оригинального сигнала формант, а с другой стороны выборка из оригинального сигнала приобретает частоты и гармонию синтезируемого сигнала.

В итоге из этого «микса» можно получить уникальную вокальную партию — голос «робота». Источник синтезирующего звука может быть синтезатор, гитара или другой вокал. Самые известные водокодеры — Stempel, Voctopus, ELS Vocoder, Syncoder 32, Vocov Vocoder

Вобла (Wobble bass)

тот самый звук, который «уоб-уоб» — один из самых узнаваемых басов в 2010-х. По научному — синусоидная волна на синтезаторе. После массового засилья в электронной музыки практически полностью исчезла, ибо задолбало. Раньше нужно было постараться, чтобы вобла шла в ритм по LFO (технологии наложения), сейчас никакой проблемы с этим нет.

Примеры:

Вобла #1

Вобла #2

Гармоника

Другое название — обертон. Один из главных секретов кача при создании трека. Гармоника — наложение двух (или более) разночастотных волн (смешивние инструменты). Обертон с двойной частотой — второй гармоникой, обертон с тройной частотой — третьей гармоникой и т. д.

Гармоника в электронной музыке — это синусоида, из комбинаций которых состоит звук любого типа. Если синусоида «голая» — значит этот звук без гармоники. На эту синусоида накладываются другие синусоиды, образуя другие волны — это и есть гармоники ( в смысле другие синусоиды)

Тембр — основная гармоника, у которой самая большая амплитуда, от неё и нужно отталкиваться. Гармоники можно получить, если повесить дисторшен, можно получить от смещения фазы, от задержек — есть разные варианты. Полезная штука на сабах, без которого даже 50-герцовый саб не будет качать, если у него нет второй гармоники на частоте от 100-200 Гц.

Грув

Синоним слово «кач», но дословный перевод с английского «канава» — единственно правильное построение бейслайна, которое должно быть в качественном треке. Довольно эфемерное понятие, куда каждый музыкант и слушатель вкладывает свои понятия, но в основном используется как «чтобы качало». Чтобы это условие выполнить необходимо очень грамотно составленная ритм-секция и хорошая аранжировка

Здесь тоже куча тонких моментов — даже если техника и миксдаун в треке на уровне, то вялый грув может испортить всю картину в треке. Но мешанина из кика, снейра и баса тоже не добавит вам очков в корзину грува — обычная каша. И эту кашу придётся подчищать.

Гудизер

Имобвый плагин Soundgoodizer из FL Studio. В какой-то мере уже стал нарицательным существительным. Люто и бешено ненавидим трушными писателями музыки. Относится к классу максимайзеров. Второе шуточное название гудизера — «Сделать красиво». Помогает максимально быстро сделать мастеринг треку, если своих познаний в этой области недостаточно.

Дизеринг (дитеринг)

Подмешивание в первичный сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется при обработке цифрового звука, видео и графической информации для уменьшения негативного эффекта от квантования. Если точнее — от шума квантования. Для сигналов малой амплитуды ошибка квантования сильно коррелирует с сигналом, что приводит к нелинейным искажениям и грязному звучанию. Дизеринг добавляется в самом конце мастеринг-цепочки (некоторые лимитеры включают в себя дизеринг). Зачем добавлять шум? Делается это для предотвращения (а не маскировки) искажений.

Джингл (Jingle)

наряду с войс дропом служит для обозначения микса или радио-шоу к конкретной принадлежности. Все «ин да микс» или «в эфире радио-шоу качели» с различными эффектами, звуковыми вставками, лупами, пэдами (это и есть главное отличие от войс дропа, где нет инструментальной составляющей).

Пример джингла:

Дисторшен

Основная «модуляция», которая добавляет гармоник в треке. Часто, когда говорят «добавь гармоник» имеется ввиду наложить дисторшен. Что это такое? Дисторшен по-научному — это намереное завышение сигнала с целью его искажения входного сигнала. Волны меняют свою форму и становятся более квадратными, количество гармоник обогащается, в результате чего тембр становится более богатый.

Вешать дисторшен можно и на хэты, и на бас, и на саб (чтобы «продавливать» низы). Всё с одной целью — чтобы звучало «плотно» и «сочно», а также, чтобы все элементы не звучали слишком раздельно (в идеале это нужно достигать грамотным сведением, конечно же).

На мастер вешать дисторшен нельзя — будет слишком грязный звук на выходе. Только на отдельные слои. Естественно, баловаться дисторшеном нужно в меру — он может срезать важную часть сигнала. Например, часть верхних частот (звук будет однообразным и не натуральным).

Есть плагины, основанные на дисторшене — Waves Rbass, Waveshaper, Maxbass. Есть почастотные дисторшины — например, Devastor, Quadrofuzz.

Дилэй (Delay)

Эффект задержки звука, повторение определённого отрывка звука через определённое время. В зависимости от времени задержки и громкости этих повторений, этим эффектом можно имитировать эхо или реверберацию. Есть на каждом диджейском пульте, но используется крайне редко в виду криворукости играющего за ним и/или полным отсутствием понимания, где применять эффект.

При создании музыки через дилей можно пропустить перкуссии или миды для пространственной разрядки (так же можно использовать реверб)

Диссонанс

Хреновая тональность в партии, звуке, несочетание мелодии, от чего трек превращается в кашу. Нарушение консонанса (т. е. объединяюще-цельного понимания тонов, принадлежащих к одному созвуку ) посредством одного или нескольких тонов чуждых, т. е. являющихся представителями других созвуков. Атональными могут быть любые инструменты, используемые в песне (пианино, гитары, пэды и т.п.)

Дроп (Drop)

Переход из какой-либо части трека, например из интро (начало) в основную часть трека или наоборот из основной части в аутро (конец)

Квадрат

Каноничная единица измерения композиции в отрезка «четыре по четыре». Обычно, за один такт берется кик. Итого, одним квадратом будет 16 «ударов» в треке. Обычно после каждого квадрата меняется мелодия — добавляются другие звуки, или наоборот, убираются, если начинается яма. Разделять треки на квадраты необходимо для того, чтобы его можно было свести в сэте диджея.

Кик (Kick)

«Удар» бас-барабана. В обычной жизни наносится ногой барабанщика. В электронной подбирается семплом продюсера. Как правило находится в диапазоне от от 50 до 110 Гц. Чем выше кик, тем он «легче». Самое мясо лежит от 75-100 Гц. Один из самых геморройных инструментов для подбора в трек, чтобы он звучал «качево» на фоне остального микса.

Самый простой способ подобрать панчевый кик — это взять три семпла бочки, раскидать их по каналам и поработать эквалайзером (все семплы объединить в один слой)

Клиппинг (Clipping)

Явление, когда уровень пиков вылезает на 0 и должно обрезаться при экспорте, не давая перегружать мастер. Избавится от клиппинга можно разными способами:

  1. Повесить лимитер на мастер с параметром -0.10Дб
  2. На всех группах выставить -4Дб (можно уменьшить сразу на мастере, но лучше делать отдельно) и вытянуть РМС уже в сведении/мастеринге

Компрессия

Нечто похожее на регулятор громкости, а именно сжатие динамического диапазона звуковой волны (её выравнивание). Компрессия держит определенную полосу частот на заданном уровне и на даёт им пиковать. Для определения компрессии используется значение ratio, которое выставляется в соотношении, например, 2:1. Если звук достигает порога в 10 Дб, то будет уменьшен до 5 Дб. Позволяет «выделить», «уплотнить», «раскачать», «выровнять», акцентировать атаку инструмента или же всего микса.

Компрессор

Программа (реже — прибор) для автоматического удержания уровня сигнала, путём сужения его динамического диапазона. Компрессор позволяет в разы улучить качество трека, подгоняя все его слои друг к другу. Компрессор подтягивает бас, бараны, вокал (всё, что на дорожках) в треке. От этого он звучит более плотно и целостно. Здесь можно подобрать много прилагательных и наречий — ярче, толще, острее.

Используется как во время написания трека, так и на этапе мастеринга и сведении. С помощью компрессора можно создать динамику — добавить атаку одним компрессором, а сустейн накрутить уже вторым — так и убирать её, оставляя акценты в определенных местах. Естественно, неправильно настроенный компрессор на мастере может наоборот запоганить даже качественную аранжировку.

Что можно крутить в компрессоре?

  1. Коэффициент (ratio). Это значение является коэффициентом изменения входного сигнала по сравнению с сигналом на выходе (соотношение). Например, значение 2:1 означает, что на входе каждое изменение амплитуды звука в 2 dB, на выходе уменьшается в 2 раза, то есть значение сократится до 1 dB. С одними и теми же настройками выходной уровень остается неизменным вне зависимости от увеличения громкости на входе.
  2. Атака (attack) отвечает за то, насколько быстро компрессор уменьшит время подъема громкости, иначе говоря — время когда он включиться.  Чем больше атака, тем большая часть сигнала пройдет нетронутой, прежде чем компрессор отреагирует.
  3. Инпут гейн (input gain) — по-простому: мощность. Работает это так — врубаем микс и крутим этот параметр «вверх» пока не начнет казаться, что звук стал тише — это как раз тот эффект, когда говорят, что микс «пережат»
  4. Релиз (release) — время, как быстро выключиться компрессор, т.е. как быстро звук вернется в свое изначальное положение. Можно выбрать и бесконечность, тогда будет громкий звук и тихий хвост.  Короткий релиз придает “pumping” (качающий) или “breating” (дышащий) звук, что хорошо для последующих резких изменений уровня громкости.
  5. Гейн редакшн (gain reduction)-  подавление уровня громкости. Данный параметр определяет то количество dB, на которое компрессор уменьшает уровень громкости. Оно варьируется в зависимости от уровня входного сигнала. Обычно показывается на измерителе. Если микс грамотно причёсан, то
  6. Трешхолд (threshold) — Порог. Всё, что выше этого значения будет без сожаления срезаться.

Кони

Косяк при сведении трека у диджея. Иногда называют «Паровоз». Рассинхрон темпа уходящего трека и тот, который будет играть. Сейчас практически не встречается из-за счетчика BPM на деках и волшебной кнопки Sync на пультах или в программах для сведения. Хотя некоторые умудряются закосячить и при полном сетапе. Собственно, при создании треков тоже есть свои, когда проблемы с ритмом и мелодией.

Кастрюля

Так называется характерный звенящий звук малого барабана (снейр) с достаточно большим сустейном. Часто (почти всегда) применялась в стиле дарксайд и стала «известной» благодаря мастодонтам жанра — Current Value, Limewax


Лады

Лады — это семь нот гаммы до-мажор и которые повторяются из октавы в октавы. Грубо говоря лады — это мажорная и минорная гамма.


Лимитер

Один из видов компрессора практически с нулевой атакой, высоким значением ratio и treshold. Лимитер — ограничитель динамического диапазона, вешают на мастер-шине при мастеринге, чтобы не было пиков («перегруза», клиппинга), т.е. для среза амплитудных скачков. Сильно увлекаться лимитером не стоит — если сильно «давить» им трек, то излишний низ схавает всю его динамику, потеряется панчовость, а бейслайн будет звучать глухо и сухо. Кстати, можно использовать несколько лимитеров — не обязательно ограничиваться одним.

Лоумид (Low middle)

Лоумид обычно лежит в диапазоне от 200 до 500 Гц и служит для «окрашивания» саба. Что-то среднее между басом и сабом в низких частотах. Если не хватает «жира на басе» на помощь как раз приходит лоумид. Добавляет гармоник в нижних частотах. Накрутить можно с помощью Waves RBass или в Massive

Поэтому, если ваш трек не качает, то нужно уплотнять именно лоумид, иначе не будет объемности и глубины в треке (иногда лоумид затрагивает частотный диапазон саба). В примере ниже вся ударная секция сильно пережата и отчетливо слышно лоумид (так делать не нужно)

Пример лоумида:

Луп (петля)

Это небольшой кусочек мелодии или барабанов, который можно проигрывать по кругу много раз. Многие треки чуть ли не целиком состоят из нарезанных лупов (еще и с разным ритмическим рисунком) — это считается дурным тоном, ибо не тру. Если очень хочется использовать лупы, то рекомендуется их переделывать (из куска лупа делать семпл и обрабатывать его до неузнаваемости).

Есть множество семпл-паков с готовыми лупами, но если хочется заморочиться самостоятельно, то можно юзать Kontakt от Wave, где можно делать ровные и ритмичные лупы в связке с родным семлпером FL Studio.

Лид (lead)

Самый частый электронный звук (похож на синтезатор) в транс-музыке, задающий основную мелодию. Секрет крутого лида прост — он должен легко ложится на слух, звучать приятно и быть в центре внимания, его звуковой массив почти всегда посередине (благодаря отличным возможностям по паномированию). На примере ниже отчетливо слышно лиды, т.к. они перекрывают всё остальное (так делать не нужно)

Пример лида:

Примерный диапазон лида — 200-800 Гц, слишком широким его делать не стоит, чтобы оставить пространство для пэдов.

Можно использовать самые обычные волны, вроде пилы, остальное добить по «вкусу». Естественно, лиды есть и в наборах сэмпл-паков, но и накрутить их в синтезаторе не составляет особого труда — в Massive есть очень много пресетов для работы твоей фантазии.


ЛФО (LFO)

Low Frequency Oscillator — та самая хрень, с помощью которой и крутится вобл , т.е. накладывается на изначально ровный сигнал баса, и фильтрует по временным и количественным характеристикам. ЛФО -это основанный на генераторе волны низкой частоты модуль в синтезаторе, позволяющий автоматизировать изменение какого-либо параметра. На практике получаются космические sci-fi звуки или жесткие грязные запилы, которые многие электронщики извлекают на всех концертах в промежутках между композициями

Мастеринг

Постпродакшн в мире музыки. Это работа звукорежиссера, направленная на подкручивание и оттачивание технической части трека до совершенства, суть которой сводится к главной цели — одинакового звучания на всех девайсах, где он может быть воспроизведен (от динамика телефона до outdoor-party, open air). Мастеринг здесь понимается как последняя стадия обработки записи, следующая за редактированием и сведением и предшествующая передаче материала в серийное производство.

Для самостоятельной работы существуют специальные программы для мастеринга (например, iZotope Ozone), VSTi, лимиттеры, эквалайзеры, иксайтеры  и т.д. Однако, в первую очередь, нужен идеальный слух и ручная кропотливая работа с динамической компрессией, выравниваем АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и многое другое

Эквалайзеры используются, чтобы формировать тональный баланс. Реверберация может добавлять полный блеск микса, в дополнение к реверберации, которая, возможно, применялась на индивидуальных треках. Эффекты формирования стерео-поля (Stereo Imaging effects) могут регулировать ширину и образ звукового поля. Эффект возбуждения гармоник (Harmonic Exciters) может добавлять присутствие или «яркость» микса. Увеличитель громкости (Loudness Maximizer) может увеличивать громкость микса, одновременно при этом ограничивает пики, предотвращая клипирование (clipping). Эффекты шумоподавления могут произвольно использоваться, чтобы удалить второстепенный шумовой, электрический гул, и т.д.

Топовые (и местами заезженные) советы по мастерингу

  • Мастеринг лучше проводить с файлами разрядности 32 бит.
  • Трансиент шейпер нужен не всегда, только в случаях дряблости ударной партии. Если «качает» нормально, то можно обойтись без него
  • Правильно растягивай семплы
  • Следи за громкостью в миксе, слушай на колонках и ушах
  • Не юзай сэмплы плохого качества
  • Подчищай звуки. Не ставь их слишком много — слушатели с телефонов всё равно не заметят тысячу и одну деталь такого саунд-дизайна.
  • Обрабатывай вокал. Сайдчейн на кике и снейре может помочь сделать вокал чуть громче, не задевая основную динамику трека
  • Используй сайдчейн. Подтяни свой бэйслайн
  • Не переигрывай с высокими частотами. Нет ничего хуже режущих слух тс-тс-тсыканий.
  • Расширяй стерео, не забывай про панорамирование
  • Не налегай на мультибэнд компрессоры и максимайзеры, если не хочешь получить пережатый микс
  • Если бочка выделяется на фоне всего микса, усмири их компрессором с помощью быстрой атаки и/или медленным релизом. Если бочки наоборот не хватает — выбери медленную атаку для панча и быстрей релиз
  • Проверяй монофоническое звучание. Необходимо прослушать запись с инвертированой полярностью в одном канале. Помните, что люди могут услышать вашу запись именно так.
  • Не забывай про дизеринг
  • Когда нужно выделить вокал в песне достаточно добавить в эквалайзере средних частот в диаапазоне 2, 2.7, 3 кГц, либо мидсайдовй процессинг (делает центральный канал громче)

Максимайзер

Тот же лимитер, но используется немного для других целей. Слэнговое название — «Улучшайзер». Одна из приблуд динамической обработки, повышающий уровень сигнала, но при этом не допускающий клиппинга (т.е. выкрутив RMS вы тоже получите большую громкость, но в довесок к ней и кучу пиков). В общем, здесь не совсем подходит совет — тяни максимайзер пока не затрещит.

Максимайзер — один из объектов многочисленных бурлений говн и срачей на специализированных форумах. Главный вопрос — ставить ли максимайзер на мастер-шину? Хотя вообще максимайзер можно ставить на любой канал, чтобы придавить волну, будь то миды или барабаны. Противники максимайзера на мастере вытягивают звук эквалайзером или обычным компрессором. Сторонники советуют вешать его, чтобы периодически включать приблизительную картину в будущем.

Мастер (мастер-канал, мастер-шина, мастер-секция)

Мастер-канал — это канал, через который проходят все ваши дорожки. Работает вместе с выходным каналом (Logic Pro). Еще одно яблоко раздора среди музыкантов — должно ли что-то «висеть» на мастере?

В процессе создания трека допускается вешать на мастер компрессор и максимайзер, периодически их включая, чтобы знать примерный результат на выходе. Оставлять их при рендеринге или нет — вопрос, который задают себе множество продюсеров. Что точно не стоит вешать на мастер — это эффекты. Получите ощущение повёрнутой фазы. Аналогично с ревером — получите звук «как из трубы».

Сведение с обработкой на весь микс позволяет получить желаемый результат сразу, при условии, что знаешь что делаешь. На мастер секции используют, как правило, специальные компрессоры предназначенные именно для этого, но некоторые не стесняются вешать эквалайзер, экситер и максимайзер. Главное не перекрутить ручки, что бы не похерить всю динамику трека.

Касаемо лимитера замечено, что лучше иметь один лиммитер на мастере, который ужимает под 5-7 дБ, чем отдельно вешать его на бас (4-5 дБ) и на барабанах (тоже 4-5 дБ)

Противники такого подхода отмечают, что на этапе мастеринга проводится под самый конец, а ведь до этого осуществляется большое количество действий. Максимум (при условии хорошего сведения) цепочка на мастере должна ограничиваться легкой сатурацией/эквализацией и двумя лимитерами

В любом случае нужно пробовать, чтобы понять, что подходит тебе. Кстати, все известные лейблы, если вы посайнили трек, просят снимать всё, что висит на мастере и поджимать RMS до -6Дб. Хотя сейчас некоторые коммерческие треки ужимают и до -4Дб и даже до -1 Дб

От перегруженного мастера можно легко словить клиппинг, поэтому если канал у вас в красной зоне, попробуйте снизить звук у ударных (особенно) инструментов, иначе получите сплошную грязь, как в примере ниже

Пример перегруженного мастера:

Массив (Massive)

Самый рулёзный VST-инструмент для создания музыки (особенно в стиле DnB). Функций — километр. Мощнейший плагин.

Маршал (Marshall)

Нет, не Александр. Cамый знаменитый производитель усилителей, от которого одновременно может потечь (качество) и заплакать (цена) любой мало-мальски опытный музыкант

Мид (Middle)

Середина баса (звучит гораздо «выше», чем сабвуфер). Лежит в диапазоне от 500 Гц до 7-8 Кгц. Есть мнение, что мид без лоумида будет звучать довольно суха, поэтому рекомендуется использовать как минимум два слоя (middle + low middle). Если вам не нравится, как звучит ваш мид и надо немного «пожирнее», то можно  попробовать вытянуть его одной полоской на 115-120 Гц (на слух), здесь нужно быть аккуратном в том плане, чтобы мид не залез на снейр или на кик.

Миксдаун (сведение)

Сведение звуков и звуковых дорожек (микширование). На стадии сведения очень важна правильная аранжировка,подбор тембров,хороший баланс инструментов и пространство. Грамотное сведение кроется в правильной эквализации всех дорожек. Эквализация — это обрезание, «убирание» определенных частот.

Сведение подразумевает звучание всех частот так, как это и должно быть — звонкие высокие, мощные низкие, чистые средние. При этом должна сохраняться «глубина» трека — в этом помогут ревербаторы, хорусы и фленжеры). Сведение может исправить хреновую громкость, непорядок с частотами на эквалайзере и не качающий бэйслайн, добавить плотности инструментальной партии, отполировать вокал и сделать звук «фирмовым». Во время сведения также проверяется как микс звучит в моно. Обычно, если проверка на моносовместимость прошла успешно, то в стерео особого редактировать уже нечего.

Бывает так, что при добавлении лимитера на мастер получается каша. Чтобы этого избежать необходимо перед лимиттером занизить общую громкость и выполнить таким образом сведение, после чего самим лимитером поднять громкость, аккурат до того момента когда он начнет слегка давить пики

Что можно/нужно корректировать при сведении (пре-мастеринг):

Баланс — соотношение громкостей музыкальных элементов.
Частотный диапазон — все частоты представлены должным образом.
Панорама — правильное размещение элементов на звуковом поле.
Пространство — добавление «пространства» к музыкальным элементам.
Динамика — управление звуковым окружением канала/дорожки или инструмента.

Панорамирование

Расстановка положений источников звука в стереополе. Суть в том, что у человека (ВНЕЗАПНО) два уха и может быть так, что звук достигает левого уха гораздо раньше, чем правого. Поэтому мозг думает, что источник сигнала находится слева. Именно это свойство лежит в основе панорамирования композиции и её составляющих.

Чем больше разница между звучанием каналов в стерео режиме — тем шире стереобаза. Соответственно, по стереобазе размазывают все составляющие трека — это и называется панорамированием. Этот приём позволяет изменить баланс громкости какого-либо звука между каналами и навесить эффекты с различными параметрами для разных каналов (для левого и правого отдельно)

Что это даёт? Это позволяет сделать звук шире и глубже. Обычно ударные (кик и снейр) оставляют «посередине» (даже лучше конвертнуть их в моно) , так как несут основную «нагрузку» в треке, поэтому должны быть максимально слышны слушателю, в то время как хэты, тарелки смещают влево или вправо на 10-20% по панораме для объемного звучания. Перкуссию разводят на 40-50%. Затем всё это дело нужно эквализировать +  грамотное использование компрессии для допиливания результата. Всё сильно зависит от стиля музыки и требуемого результата.

При работе с панорамой стоит помнить, что при преобразовании стерео сигнала в моно, каналы складываются и в результате этого наложения возможны фазовые искажения. К тому же сильно раскиданная панорама в моно потеряет огромную часть слышимости отдельных звуков (например, все высокие частоты). От этого трек может потерять свой рисунок и просесть по объему.

Посайнить

Подписать трек на какой-либо лейбл

Пэды

Клавишные (вообще Pad — это клавиатура, но это вольный перевод). Ровный, обычно однонотный или одноаккордный слой. По сути, это некая прокладка, которая забивает весь частотный диапазон, чтобы трек звучал объемно и плотно, а главное — мелодично и атмосферно (все «космические» звуки из этой серии). Часто используются в начале трека (интро). Чтобы пэп звучал «пожоще» можно использовать формы волны квадрата (square) или пилу (saw).

Пэды живут в диапазоне 0,3-16 кГц — это довольно большой диапазон, поэтому пэды частенько конфликтуют с другими инструментами. Иногда это можно решить расширением стереобазы (собственно так они и звучат круче). В идеале пэд должен быть тягучим, плавно появляться и растекаться по всему миксу. С этим может помочь изменение АДСР (огибающей) с большой атакой, эффекты (реверб, хорус, дилей) и немного ЛФО (генераторов низкочастотных колебаний)

Слишком большое размазывание по стерео, впрочем, грозит не иллюзорным рассинхроном, когда ударная часть играет совсем уж отдельно от пэдов — от этого теряется целостность всего микса. Сами пэды нуждаются в компрессии куда меньше чем вокал, потому что в пэдах не так много разницы в громкостях за длительное время, поэтому достаточно будет просто подравнять баланс.

Пример пэдов с барабанами:

Панч

Сильный и четкий удар по бочке (барабану), т.е. самый «мощный» звук в ударке. Панч создается за счет низких частот баса, а кик сидит повыше на частотном диапазоне. С помощью сайдчейна можно сделать очень хороший панч у кика (на 250Гц — 340Гц его средняя часть — это и есть панч). Иногда «панчевой частью» называют низкий слой снейра.

Патч (пресет)

Заранее установленный набор параметров, настроек звука и т.п.

Перкуссия

Сюда относят хэты, хайхеты, крэши, тарелки, тамбурины, цимбалы, гоуст кики, гоуст снейры. По диапазону они размазаны очень хорошо — от 400гц до 2000гц. С тарелками надо очень аккуратно работать в районе 1000 — 2000 Гц, часто именно там они звучат грязно (за качеством сэмплов тоже нужно следить).

Совокупность перкуссионного ритма в целом, имеет определяющее значение в ритм секции и существенно добавляют динамики треку. Если в треке нет ни одного хэта или тамбурина, никакой интересной атмосферы можно не ждать — без перкуссии ритм пуст. Одним из главных моментов в обработке в перкуссии является умеренное использование дисторшена — при его переизбытке перкуссия сильно выделится среди общей громкости трека.

Примеры

Перкуссия#1

Перкуссия#2

Пила (saw)

Одна из дефолтных форм звуковых волн в синтезаторах (наряду с квадратом, треугольником и синусом). Звучит как жужжание или зуд.

Разводить пилу по стереопанораме можно/нужно, но аккуратно — размазанная пила лишает трек четкой картины. Пила на нижних частотах в большой степени воспринимается как аккорд, а не один тон, ибо гармоники слишком плотно составлены в пределах одной полосы, для слуха они конфликтуют, создают биения

РМС (RMS)

от англ. RMS (root mean square power) — средне-квадратическое значение сигнала. Если говорить упрощённо, то это показатель среднего значения громкости сигнала. Является стандартом измерения мощности усилителя акустической системы, при которой коэффициент гармонических нелинейных искажений минимален и не превышает указываемого значения. Мощность RMS характеризует среднюю мощность при постоянной номинальной нагрузке.

RMS — это не совсем показатель средней громкости сигнала, данная характеристика говорит скорее о плотности звука . RMS в цифровом звуке обычно имеет отрицательное значение — чем это число меньше, тем меньше разница в громкостях проанализированных пиков и тем громче сами пики, ну и наоборот. RMSсовременного коммерческого трека может доходить от -5дБ до 0.

Как «выбрать» RMS для своего трека? Можно взять трек с мировым именем, похожий по стилистике на ваш — посмотрите сколько выдаёт в нём. После чего задирайте максимайзером значение до похожих на треке с мировым именем. Если ваш трек при таком же RMS звучит хуже, тише и мутнее — необходимо искать ошибки в сведении трека. Посмотреть величину можно в анализаторе в том же WaveLab

Примеры

RMS MIN:

RMS MAX:

Риз (Reese)

Резкие, дисторшные басовые линии. Название тембра инструмента (пресета синтезатора). Крайне образно риз можно определить как две пилы. Располагается в самых разных диапазонах — от саба до мида. Причем очень важна середина — без них пропадает динамика. Так же можно добавить гамоник, сделать риз более «острым» — из ризов иногда получаются хорошие сабы при хорошой работе с эквалайзером и сайдчейном

Примеры

Риз#1

Риз#2

Ресэмплинг

Так называется смена частоты дискретизации. Например, ты накрутил бас. Смоделировал эффекты. Далее, что получилось, записываешь в wav. То, что получилось опять накручиваешь, вешаешь эфиксы и рендеришь таким образом до получения нужного звучания и загрузки в семплер

Реверберация

В дословном переводе — «отражение». Каждое помещение отражает звук, при этом в зависимости от его объёма, формы, типа поверхностей — изменяется реверберация, характерный акустический отклик помещения. Отражение волн в обычной жизни мы слышим постоянно, благодаря эффекту эхо в т.ч. Реверб в музыке может добавить дополнительной яркости треку. Полное отсутствие реверберации довольно неестественно звучит, поэтому её, по-хорошему, нужно добавлять в трек, но в меру. Слишком много реверберации — делает звучание грязным и неразборчивым.

Реверб хорошо звучит на средних частотах и вокальных партиях. В низах это даёт некую гулкость. Многие советуют вешать её на перкуссии, что даёт совсем другой окрас треку. Глубина реверберации, в частности, определяет расстановку планов (ближний или дальний) в пространстве. На миды можно вешать комнатный реверб, на малый барабан — хол реверб. На барабанах лучше использовать короткую реверберацию, так как через чур длинные хвосты могут погубить динамику, а короткие наоборот — добавит кача.

Что касается реверба на мастере, то допускается использовать его в очень маленьких количествах, если до этого вы не могли нормально поработать с ним на других каналах.

Параметры реверберации

Баланс (Dry / Wet) — задаёт отношение входящего/прямого звука (Dry, ) и реверберации (Wet).
Density — задаёт плотность ранних отражений, свойственных для помещений определённых форм и размеров.
Diffusion — расплывчатость реверберации, плотность ранних отражений.
Early Reflection Level —  на сколько ранние отражения будут поглощаться/отражаться.
Er/Rev Balance — отношение реверберации и ранних отражений.
Hight Cut — фильтр низких частот, пропускает определённый низкочастотный диапазон, обрезая высокие частоты.
Hight Damp (LPF) — степень затухания высоких частот, имитация поверхностей и их типов.
Liveness — огибающая, которая характеризует затухание ранних отражений источника звука.
Low Cut — фильтр высоких частот.
Pre-Delay (Initial Delay) — интервал времени между приходом к слушателю прямого, необработанного сигнала, и моментом появления самого первого «отраженного» сигнала (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя).
Release Density — плотность отражений хвоста реверберации.
Reverb Delay —  время между ранними отражениями и хвостом реверберации.
Reverb Time (Decay) — время реверберации.
Size — объём симулируюемого помещения, где  Width — это ширина, Depth — это глубина, Height — это высота

Примеры

Реверб#1

Реверб#2

Cаб (Sub)

Cаб располагается  от 35 до 75 Гц — лучше ужимать его именно в такие рамки. Пик громкости у саба примерно от 55 до 65 Гц (обрезая саб, вы даете пространство для кика). Самый простой способ сделать саб — это поставить в осциляторе синусодную волну и дополнить её компрессией и дисторшеном.

Можно также использовать квадратную форму волны и срезать верхние частоты на уровне 160Гц. Главное, чтоб пиковые частоты совпадали с мид-басом. Некоторые продюсеры сначала отстраивают плотный кик — только после этого накручивают саб. Для того, чтобы кик звучал отчетливей используют сайдчейн.

Саб-бас (sub bass)

Находится в диапазоне 25-70 Гц. Не панорамируется и не расширяется в стерео по ряду причин, в т.ч. из-за хренового звука на клубных сабвуферах

Пример ярко выраженного саб-баса:

Свип

Один из протяжных шумовых эфиксов. По сути можно взять любой сэмпл, затереть его блюром до сплошного шума (шипения) и повесить автоматизацию на фильтр. Примерно вот так:

Сустейн (Sustain)

Время затухания свободных колебаний.  Грубо говоря — Fade Out. То время, за которое звук превратиться в тыкву. Если в ваших треках заметно, как кончается сэмпл с ударными, значит настроен слишком острый сустейн. Если сустейн наоборот сильно увеличить, например, у снейра, то он перестанет быть четким и коротким.

Секвенсор (Sequencer)

Секвенсор это программа в которой собственно и пишут/сводят музыку. Это Кубейс, Аблетон, Фрукты, Кейкволк Сонар, Лоджик. Каждый адепт защищает свой продукт, приводя в пример плюсы конкретно ему понравившегося секвенсора.

Например, в плюсы Аблетона записывают неограниченное количество плагинов на треке, продвинутый варпинг, непревзойденную гибкость в работе с аудио, встроенные браузеры, расширенные возможности маршрутизации сигнала, удобная автоматизация параметров. Так же можно расписать про любой продукт.

Кстати, изначально под секвенсором понималась именно аппаратная приблуда, а не программное обеспечение. Причем не обязательно секвенсор был на половину музыкальной студии. Есть и карманные варианты

Садчейн (Side-Chain)

Управление компрессией в зависимости от уровня или частоты другого сигнала (термин полностью так и звучит сайдчейн-компрессия). Другими словами уровень внешнего сигнала влияет на степень компрессии. Классическим примером сайдчейна является тот случай, когда управляющим сигналом является бочка, а обрабатываемым (подавляемым) — бас. В момент звучания бочки звук баса приглушается, тем самым бас не мешает бочке, от чего она звучит лучше. Сайдчейн-компрессия многим помогает добиться кача в треке и суперского баса.

Таким образом, получается, что компрессор реагирует только на частоты поднятые подключенным устройством, в данном случае эквалайзером. Эквалайзер не имеет никакого эффекта на входящий сигнал, кроме контроля параметров компрессора и контроля добавления к исходному входному сигналу. Экспериментируя, можно создать отличные эффекты.

Принцип работы сайдчейна такой же как и у компрессора. Разница в том, что источником срабатывания будет посторонний сигнал. Есть два типа сайдчейна — динамический ( автоматизация управлением уровня сигнала в момент срабатывания постороннего источника) и частотный (уровень остается неизменным а меняется частотная характеристика обрабатываемого сигнала).

Чтобы настроить сайдчейн по спектру (убавлялись именно те частоты, которые имеет другой звук) необходимо настроить сайдчейн на эквалайзер или мультибенд-компрессор. В качестве плагина может использовать xfer LFO Tool / Cableguys VolumeShaper — плагины автоматизации уровня громкости

Синты

От английского Synth — синтез. Сюда входят все звуки, издаваемые синтезатором. Просто не паханное поле для музыканта, но стоит учесть, что на всех синтах нужно резать частоты, которые потенциально могут помешать соседям «выше» (хэтам, тамбуринам), либо «ниже» (саб-басу)


Семплирование

Использование куска чужой песни в своем треке. Этот кусок может быть одиночным звуком, а может быть целым отрезком. Это называется «семплом». А сам процесс — семплирование. Использование сэмплом особенно популярно в рэп-музыке. Там же и процветает воровство семплов друг у друга. С десяток лет назад использование готовых звуковых файлов в своих треках считалось зашкваром, но сейчас такое мнение уже редко встретишь.

Все семплы имеют тональность (key). В некоторых сэмплпаках имеются английские буквы — F B C A. Это латинское обозначение нот (C D E F G A B = до ре ми фа соль ля си). Таким образом указана тональность сэмпла. Естественно, тональность семпла и вашего трека должны совпадать. Еще есть темп (tempo). Этим параметром указывается темп семпла (скорость). Так же семпл может содержать эффекты или динамическую обработку.

Работа с семплами выполняется в специальной программе — семплере. Там можно нарезать семплы, менять им питч, накладывать их друг на друга, делать фильтрацию и т.п.

Что еще нужно знать о семплировании?

  • Флиппинг — это явление, когда вокруг одного семпла построена вообще вся композиция.
  • Тайм стретчинг (Time Stretching) — это процесс изменения скорости или длительности аудио сигнала, без изменения его высоты. Меняя скорость семпла нужно быть готовым к различного рода искажениям и артефактам в звуке.
  • Питч шифтинг (Pitch shifting) — это обратный процесс, т.е. изменение высоты без изменения скорости.

Скрэтч

(от англ. scratch, царапать) — эффект, который пришел из хип-хоп музыки в электронную. Выполняется смещением деки или виниловой пластинки рукой назад/вперед для получения звука искажения. Используется для понтов и красивой подачи материала диджеем, но только единицы могут использовать скретч грамотно. На скретчинг курильщика можно посмотреть в одном из ранних выпусков ClubShit


Снейр

Малая бочка. Он же рабочий барабан. По диапазону — 140-200 Гц — мясная часть. 400-600Гц — панчовая часть,  1000-7000 Гц — высокая «песочная» часть. Грамотно обрезая лоумид, вы даете пространство для снейра. Если нужно добавить «жира», то необходимо добавить слой на 130-180Гц с пиком громкости на 150-160Гц. Есть способ уплотнить снейр — повесить короткую реверберацию. Необходимо отключить в ревербераторе прямой сигнал и настроить небольшое время дикей. Дальше сигнал с ревербератора записывается на новую дорожку и его питч опускают на тон-полтора. Иногда это помогает добится эффекта плотности.

Снейр + кик:

Фрукты

Самая популярная программа для написания музыки (секвенсор) —  Fl Studio. Ну ладно-ладно, одна из.

Хук (Hook)

Припев или фраза в треке, которая «заедает» в голове. Возможно, это будет полный словесный и логический идиотизм, но подсознание запомнит именно эту фразу (при этом в целом трек вам может и не нравится, быть «бесячим»)

Эквализация

Каждый миллениал знает, что такое эквалайзер благодаря программе WINAMP. Эквалайзер — это прибор (или его софтварный эмулятор, VST) позволяет повышать (усиливать) или уменьшать (подавлять) определенные частоты или диапазоны частот. Это поможет обрезать, причесать и прибрать ненужные, грязные, выпирающие частоты

Диапазон EQ — это отдельный фильтр. Вы можете использовать каждую полосу, чтобы повысить или понизить частоты в пределах ее диапазона. Чем больше частотных полос (band) у вас есть, тем больше возможности контроля — для этого существуют мультиполосные эквалайзеры.

Эквализация нужна для корректировки звука, даже незначительной корректировки, т.к. усиливая уровень определенных частот, вы съедаете пространство, оставленное для работы с громкостью при мастеринге. Эквалайзером лучше никогда частоты не вытягивать — получается грязный звук, особенно это слышно на высоких частотах — для этого лучше использовать мультибендовые компрессоры или плагины, которые добавляют гармоники — экскайтеры.

Если вы, помимо эквализации, используете динамическую обработку, то необходимо следить за частотой дискретизации и глубиной звука. Если вы накладываете EQ после компрессии, то вы эквализируете сжатый файл и это очень удобно при необходимости незначительных изменений определенных частот.

Эфикс

Транслитерация аббревиатуры FX. В электронной музыке так называют различные эффекты.

Эксайтеры (энхансеры)

Экскайтер домешивает к исходному сигналу его же, но «копия» ужата на 4-6 дб динамическим диапазоном, т.е. по сути работает по обратному принципу компрессора — растягивает суженный динамический диапазон. Если эквалайзер срезает или усиливает частоты, то экскайтер создает дополнительные гармоники. Грубо говоря, эксайтер приближает инструмент. следовательно, использовать на тех звуках, которые хочется слышать на переднем плане. вокал например. и так далее.

Яма (брейкдаун, сопля)

Обычно самая мелодичная часть в треке, момент когда основная партия ударных либо заглушена, либо не проигрывается, бас обычно фильтруется, или же аналогично барабанам заглушается. Яма позволяет позволяющий сделать акцент на следующей части (с басом и барабанами).