Мы живём в замечательное время. Время, когда наше пост-панк-советское пространство наконец-то доросло до шеринга электротранспорта, который, в свою очередь, неплохо раскачал рынок самых разнообразных PEV. Россия сейчас переживаем бум спроса на экономичные, экологичные, электрические средства передвижения — вопрос только в том, как не заплутать в этом разнообразии из колёс и рулей. Поэтому, если хочешь рассказывать друзьям про своё крутое средство передвижения на последней миле (а не причитать, как сильно облажался с выбором), то читай наш гайд.
Моноколесо
Отличный способ сместить к себе центр внимания на улице. Дизайн моноколеса действительно смотрится довольно футуристично, да и сам человек на нём как смотриться как кибернетический механизм. Так же как и электросамокат приводится в действие с помощью электродвигателя, у которого есть контроллер и аккумулятор. Многие путают моноколесо с сигвеем — это не одно и тоже. У сигвея в конструкции два колеса, хотя принцип управления у них схож — наклон вперёд и назад.
У моноколёс есть выдвижная ручка для того, чтобы катить его в метро, по ступенькам или перенести через высокий бордюр. На некоторых присутствует и кнопка блокировки для тех же самых случаев. Такие, например, есть у моделей фирмы KingSong. Это один из самых известных производителей моноколёс в мире, которые теперь доступны и в России. Моноколесо купить в москве теперь не составляет никакого труда — ассортимент огромный, на любой вкус и кошелёк, а доставка работает по всем регионам страны.
Моноколесо именно тот случай, когда экономить на электродвигателе и диаметре не стоит: более мощное колесо лучше тормозит и ускоряется, а больший диаметр позволяет преодолевает различные препятствия, кочки, выбоины и некоторые бордюры.
Электросамокат
Электрический самокат отличается от обычного, который мы привыкли видеть последние десять лет, наличием электродвигателя, контроллера и Li-ion аккумулятора. Это значит, что вам теперь не придётся отталкиваться одной ногой, чтобы ехать с ветерком. Правда, чтобы ехать с ветерком нужно хорошо одеваться теплее. Уже при температуре +15 на улице при езде в скорости 20-25 км/ч становится ощутимо холодно. Кстати, на электросамокате можно «ехать» и без электродвигателя — как на обычном.
Электродвигатель включается максимально просто — нужно просто немного покатить самокат вперёд и нажать ручку газа. Простое нажатие на ручку ничего не даст — сработает защита от случайного нажатия (функция Zero-Start) — отключить её тоже нельзя. Обычно в комплекте с самокатом идёт шланг для насоса и зарядка . Но будьте готовы покупать переходник — возможно, вилка вам не подойдет (зависит от производителя). Почти у всех моделей имеется подножка для парковки на месте
Важное уточнение — со сложенным самокатом тебя пустят (должны по крайней мере) в метро или магазин — не обязательно оставлять его на парковке. Самый главный враг электросамоката (да и многим PEV) — это выезжающие со двора машины и пешеходы, которые маневрируют по только им известному принципу.
Сравнительная таблица
Метрика | Моноколесо | Электросамокат |
Сложность вождения / Управление | Посложнее | Для новичков |
Практичность / Ходовые качества | Лучше проходимость и маневрённость | Проще управлять, но нужен асфальт |
Скорость | Средняя скорость чуть ниже | Средняя скорость чуть выше |
Безопасность | Более экстремально | Хорошая |
Дальность хода | Одинаковая | Одинаковая |
Цена | ~25 000 — 150 000 тыс. руб | ~15 000 — 330 000 тыс. руб |
Удовольствие | Много + новые ощущения | Много |
Параметры
Мы попробовали скомпоновать различные параметры по которым, насколько это возможно субъективно, будем сравнивать моноколесо и электросамокат. Сразу оговоримся, что берём среднюю температуру по больнице — у топовых моделей всё немного лучше
Сложность вождения. Управление.
Управление электросамокатом, очевидно, намного легче за счет наличие руля. На моноколесе сложнее балансировать, т.к. устойчивость полностью зависит от положения и веса тела, учитывая, что держаться не за что. Поэтому же контроль равновесия на неровностях и уклонах на дороге лучше у электросамоката (речь только про контроль, по поводу комфорта езды по препятствиям см. раздел «Практичность»). Да и затормозить на электросамокате куда проще, чем на моноколесе. Еще один плюс самоката — наличие дисплея прямо перед глазами. В общем, это идеальный вариант для новиков.
Моноколесо определенно сложнее в управлении, особенно на начальном этапе — мало, кто может даже устоять на нём в первый раз (второй, десятый — зависит от скиллов). Однако, манёвренность и проходимость у моноколеса выше, чем у самоката. Он лучше едет по лужам, гравию и даже песку. На моноколесе куда проще заехать на высокий бордюр — там, где самокат придётся переносить. К тому же за счет того, что моноколесо у вас «в ногах» куда проще объезжать пешеходов, ведь вы не занимаете никакого дополнительного пространства на тротуаре, по ширине и длине вы как обычный пешеход.
Практичность, ходовые качества
В среднем, моноколесо весит на ~20% меньше, чем электросамокат. Несмотря на то, что электросамокат можно сложить, моноколесо более мобильно за счет меньшего веса — его банальней легче нести (или катить, если ручка длинная). Впрочем, и то, и другое, вряд ли поместится в обычный рюкзак.
Максимальная нагрузка на моноколесе составляет ~120 кг, но при таком весе нужно смотреть на мощность электродвигателя, иначе даже в небольшую горку ты не заедешь. Есть модели с предельной нагрузкой и 150 кг (например, Gotway MSuper), но это скорее исключение из правил. Как уже отмечали выше, моноколесо гораздо лучше справляется с бордюрами. Даже на относительно высокий можно запрыгнуть, но для таких трюков желательно иметь диаметр колеса не менее 16-18 дюймов. В крайнем случает перенести его за ручку дело одной секунды.
Мыть колесо можно под краном или под душем, но электромотор не влагостойкий. Ни в коем случае нельзя ронять моноколесо боком в лужу и мыть его следует под наклоном, вращая колесо. Ломается такой транспорт достаточно редко — обычно сгорает предохранитель или прокалывается покрышка. Всё это можно заменить самостоятельно без особых хопот
Электросамокаты легко складываются — буквально в одно в движение. Их легко транспортировать в багажнике авто и хранить дома. У некоторых моделей есть маленькое колесо, чтобы его можно было катить. Из частых проблем — ломаются ручки (на дешевых моделях), иногда заклинивает телескопическую штангу руля.
Главный минус самоката — его езда на неровных поверхностях. По мало-мальски плохой дороге будет постоянно вибрировать в руль и в ноги — нужно обязательно искать модели с амортизаторами, если ваш обычный маршрут плохо асфальтирован. Электросамокат тоже вполне способен перепрыгивать бордюры, но совсем небольшие (~10 см) — это ограничение связано, в первую очередь, с куда меньшим диаметром покрышек, чем у моноколеса (максимум найдете 16″).
Скорость
Электрические самокаты, в среднем, обладают чуть большей максимальной скоростью, чем моноколесо. Разброс по скорости у моделей самокатов больше. В моноколесе максимальная безопасная скорость составляет ~35 км/ч — дальше разгоняться просто опасно, а средняя скорость составляет ~19 км/ч (у самоката ~20-25 км/ч). Во всех моделях стоит ограничитель скорости, который, впрочем можно отключить.
Исключения: Модель GotWay Msuper X 1230Wh 100V может разгоняться до 55 км/ч, а Электросамокат Dualtron X и вовсе до 100 км/ч
Безопасность
Полностью исключить получение травм и столкновение с прохожими нельзя исключить ни на одном городском PEV. Но здесь самокат выигрывает хотя бы по наличию руля — с ним гораздо больше шансов избежать резких столкновений, тем более, что управление тормозами самоката находится на ручке — тормозить тоже будет проще. В моноколесе же придётся сильно откидываться назад — не всегда быстро можно сориентироваться. На продвинутых моделях PEV используется электронная антиблокировочная система E-ABS, связывающая тормозной момент заднего колеса с рычагом переднего тормоза без риска блокировки задней шины
Дальность хода
Здесь маркетологи отрабатывают свой хлеб по полной. Практически никогда заявленная дальность хода не будет соответствовать реальному положению дел. Если точнее — вы можете проехать паспортный километраж, но для этого нужны идеальные условия, что в России скорей воспринимается, как усмешка. Например, практически все изготовители в среднем ценовом диапазоне заявляют о дальности хода в 40 км, но фактически батареи будет хватать примерно на расстояние в ~20 км. Даже небольшой ветер в 5-6 м/с сокращает дистанцию на треть, а в холодное время года ёмкость батареи может просесть в два раза. Сравнивать по этому параметру моноколесо и электросамокат бессмысленно. В среднем, дальность хода у них практически одинаковая — заявленная — 40 км, по факту — 20 км.
Исключения: Есть моноколёса, которые могут проезжать и до 180 км (например, GotWay Monster 22), а тот же Dualtron X проезжает все двести.
Цена
Ценовой разброс что у самоката, что у колеса огромный. Два самых больших критерия в стоимости — диаметр колёс и мощность электродвигателя. Для моноколеса лучше покупать сразу 16-18 дюймов, всё, что меньше будет сильно давить на ноги. Во многих обзорах пишут, что самокат дешевле моноколеса, но это не так. Самый дешевый электросамокат можно купить до 15 тысяч рублей, в то время, как моноколёса стартуют от 25 тысяч рублей. Разброс цен мы указали в таблице, конкретные модели можно посмотреть на https://luxvelo.ru/
Удовольствие «за рулём»
Максимально субъективный параметр, но его мы не можем упустить из виду. По ощущениям больше фана и драйва получаешь именно на моноколесе, возможно, потому что получаешь новый экспириенс. Всё-таки скутер, как средство передвижения, используется уже очень давно, а новый опыт отличный катализатор для получения максимального удовольствия. Тем более, что на моноколесе можно делать просто невероятные трюки
Как вам статья?