Народный каршеринг P2P: сервисы, перспективы, мировой опыт

Твоя вишневая девятка, меня совсем с ума свела. Твоя вишневая девятка, покой мой напрочь отняла.

РубрикаМатериал обновлен:
10.11.2020
Время на чтение8 минут

Содержание:

Рынок каршеринга в России, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве, полностью сформировался. Многие жители предпочитают платить ренту агрегаторам, нежели связываться с ремонтом, страховкой и оплатой парковки собственного автомобиля. Отщипывать плюсы от минусов данного подхода мы не будем — это бесконечный холивор, маятник которого постоянно колеблется из стороны в сторону. Гораздо интересней посмотреть на такой спин-офф, как народный каршеринг, который только начинает давать первые ростки в нашей стране, хотя его будущее пока весьма туманно.

Что такое народный каршеринг

Как ты, скорее всего, уже знаешь, каршеринг — это краткосрочная аренда автомобиля, где пользователь платит только за количество времени, которое он провёл за рулём авто. аще всего это поминутная тарификация, которая подходит для коротких поездок в черте города. Народный каршеринг — тоже самое, но различие в том, что автомобиль арендуется не у профильных компаний (Яндекс.Драйв, Делимобиль и т.п.), а у частных лиц. От того и народный, он же P2P-каршеринг (peer-to-peer). Каждый человек, сдавший свою машину в аренду, может получать неплохой пассивный доход

Основным преимуществом народного каршеринга, в отличии от обычного, является именно срок аренды. Как правило, частные автомобили арендуются на срок в один день и более, в то время, как с традиционным каршерингом это влетит в копеечку. Кроме того, парк машин (в идеале будет) куда больше, а значит найти свой вариант можно быстрей и удобней. Если твоя тачка простаивает большую часть времени — P2P-каршеринг идеальное решение, чтобы отбить затраты на налог, страховку и немного заработать.

Есть ли народный каршеринг в России?

Мэрия Москвы выступила с заявлением, что уже готовит приложение с одноименным названием. Дата выхода, впрочем как и юридические и технические тонкости пока не известны. Единственные подробности: правительство будет самостоятельно следить за профилями пользователей, проверять стаж вождения и т.д. Сам владелец машины так же может настраивать фильтры будущего водителя своего транспортного средства. Частные инициативы в России тоже есть — их рассмотрим более подробно.

Getarent

Одна из самых молодых и развивающихся  платформ по прокату автомобилей в нашей необъятной. Getarent выступает гарантом между арендатором и арендодателем — предоставляют интерфейс для работы (мобильное приложение), следят за юридической чистотой (ОСАГО) и безопасностью транспорта на время аренды. Для собственника авто никаких затрат нет — предоставил сервису документы, настроил цены, указал правила для водителей и всё. Сервис получает прибыль с арендатора. Но абы кому тачку в аренду всё-таки не дадут. Так как Getarent самостоятельно страхует каждую поездку (на полную стоимость авто), то и требования к водителям тоже имеются — это не только стаж и опыт вождения, но и его финансовую благонадежность.

Принцип работы

Арендодатель после регистрации устанавливает правила аренды своего автомобиля: цены/скидки, ограничение по пробегу, стоимость его превышения, географические ограничения использования и даты доступности авто. Получения запросов на бронирование будут видны там же. Собственнику останется только проверить паспорт, водительские права. Дальше фотографирование машины и передача ключей, если вся подноготная водителя устраивает. Приём оплаты и формирование договора в зоне ответственности сервиса (не нужно принимать оплату мимо «на карту»)

Как водитель узнает, что с его машиной всё хорошо?

Для всех сдаваемых в аренду автомобилей, платформа устанавливает специальное оборудование под названием Meta System. Оно позволяет отследить положение машины на карте (плюс вся история передвижения), показывает расход топлива, уровень заряда и даже анализировать стиль вождения текущего водителя. Система настроена под получение срочных уведомлений в случаях, когда произошла авария (собственник сможет увидеть отчет о ДТП прямо из приложения или отправить его на почту), если машину пытаются угнать или эвакуировать, при разрядке аккумулятора, а также, если оборудование пытаются демонтировать.

Установка бесплатная (пока указан лимит в первые 500 машин, но говорят, что временно). Но постоянный контроль, в принципе, ни к чему, ведь сервис оплачивает штрафы ГИБДД и компенсирует убытки при аренде, если они возникнут, например: водитель не вернул вовремя автомобиль, превысил ограничение по пробегу, вернул автомобиль с меньшим количеством топлива и/или в грязном виде

Безопасно ли отдавать свой автомобиль?

Надо отдать должное платформе — они позаботились о безопасности для владельцев. Естественно, чтобы на твоем автомобиле могли ездить другие водители нужен полис ОСАГО без ограничений (он же — «Мультидрайв»). Если он уже есть, то достаточно только загрузить фотографию действующего полиса. Если же нет, то сервис предлагает оплачивать такой полис по подписке, т.е. частями от 1000 до 3000 рублей ежемесячно. Но имей ввиду, что при стандартном тарифном плане (20% комиссия сервиса) гарантируется возмещение ущерба только свыше 10 000 рублей + за вас не будут оплачивать штрафы ГИБДД

Что гарантирует сервис

  • Страхование поездки от повреждений и угона
  • Круглосуточная поддержка и помощь на дорогах
  • Страхование от несчастных случаев на сумму 150 000 рублей
  • Страхование от причинения вреда имуществу третих лиц до 400 000 рублей
  • Страхование от причинения вреда здоровью третьим лицам до 500 000 рублей
  • Безопасность платежей и возврат в случае отмены

Carenty

Еще один P2P-каршеринг в России, который более менее на плаву. Основной выбор автомобилей, конечно, в Москве. В остальных районах с доступными машинами не всё так радужно, как хотелось бы

Схема работы для арендодателя обычная — регистрация и размещение автомобиля (приготовь хорошие фотки), в личном кабинете принимаются заказы на аренду. Затем — обязательная личная встреча, знакомство с водителем и подписание договора. По сути, сервис работает только как посредник — никаких обязательств. Из «модерации» только система отзывов и всё. Собственно, у них на сайте они прямо об этом говорят

Carenty не несет никакой ответственности за содержание и исполнение сделок, заключаемых с использованием настоящего сайта. Carenty не является стороной заключаемых сделок, не обеспечивает добросовестность и разумность поведения арендатора и арендодателя, не осуществляет контроль за заключением и исполнением договора аренды

Поэтому если будешь сдавать машину в аренду, пропиши все условия об ответственности в договоре. Зато выбор премиальных авто — шикарный. Как вам возможность арендовать JAGUAR XKR 4.2?

Тачка не на прокачку

К сожалению, никакие страховки не смогут предотвратить арендодателя от лихачей, гоняющих на ультразвуке и имеющих смутное представление о правилах ПДД или нечистоплотных аморальных арендаторов, которые прожгут вам обивку сигаретным окурком. Никто не будет холить и лелеять твою ласточку, кроме тебя самого.

«Убивать» машины в традиционном каршеринге — обычная практика. В народном каршеринге эта проблема, не смотря на огромное количество проверок, будет стоять только острей. Это не говоря уже про скрытые дефекты, которые стандартной диагностикой не выявляются. Даже за месячную ренту можно хорошенько ушатать автомобиль, что уж говорить о состоянии после года сдачи в аренду.

А как у них?

За границей сервисы народного каршеринга уже давно успешно работают. При должном желании можно снять даже Теслу и всё это, естественно, дешевле чем стандартные rent-a car-сервисах. В Норвегии распространён сервис Nabobil.no, в котором могут арендовать автомобили даже иностранцы, что весьма благотворно сказывается на доходах местных жителей. Правда имеется ограничение на возраст авто, поэтому арендовать Ford Shelby Mustang не получится. Из минусов — каждая аренда сопровождается встречей с хозяином и передачей ключей

Еще один норвежский сервис hyre.no предоставляет машины только местным, зато не обязательно встречаться с хозяином и доступ бесключевой — через мобильное приложение.

Из по-настоящему международных платформ можно выделить проект getaround.com — их география охватывает как европейские города, так и американские: Берлин, Барселона, Сан-Франциско, Майами и другие. Работает с помощью специального цифрового ключа Getaround Connect, который позволяет разблокировать машины с помощью приложения

P2P каршеринг vs Подписка

Многие компании, предоставляющие услуги каршеринга запустили сервисы подписки на авто. Что это такое? Подписка — месячная/годичная аренда автомобиля. Этакий каршеринг на максималках. Такую услугу запустил, в том числе, и сервис Яндекс. Драйв.

Арендовать можно даже электромобиль Nissan Leaf, правда ценник в 77 тысяч в месяц, мягко говоря, кусается. Данные автомобили не имеют наклеек каршеринга. Средства с карты арендатора списываются раз в недели или месяц — это можно выбрать. При этом сам сервис пригонит машину к нужному вам адресу, но если вы передумали — заявку можно отменить (если она на стадии обработки). Самый главный кайф — бесключевой доступ. Через приложение не только можно запустить двигатель, но и включить обогрев или кондиционер. Заправляться, кстати, тоже можно бесконтактно на тех заправках, где эта возможность реализована.

Подписка — не замена каршерингу. Подписка — это замена полноценным владением автомобиля, поэтому сравнивать их некорректно. Они выполняют разные функции: подписка — для постоянных и/или дальних поездок, каршеринг — для периодических и/или коротких передвижений по городу