Много времени утекло с момента выхода замечательного фильма «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо». Положа руку на сердце, смотреть современную Netflix-адаптацию было бы немного странно: герой Мики Рурка в момент грациозных сцен высчитывает в уме силу тока для участка цепи и судорожно ищет близлежащую розетку. Да, время крутых бензиновых байков, кажется, скоро канет в лету. И настанет время крутых электрических байков. Back to SWAG!
Дисклеймер:
Уточняем: в категорию электробайки, они же e-bike, попадают велосипеды, мопеды на электротяге, электроскутеры и электромотоциклы. В статье мы рассказываем исключительно про мотоциклы.
Электробайки — это что вообще?
Электробайки — это мотоциклы с электрическим приводом и мотором. Электрические мотоциклы выглядят так же круто и разгоняются так же быстро (почти), как их бензиновые аналоги. Правда, максимальная скорость вряд ли будет такой же. Электропривод может быть реализован с помощью переднего или заднего мотор-колеса, 2-х мотор-колес (полный привод) или подвесного кареточного мотора. Если в свой бюджет нет возможности найти полный привод, то лучше обратить внимание на заднее мотор-колесо — гораздо лучше держит дорогу и повышает управляемость мотоциклом.
На современных электробайках заднее крыло не металлическое — его делают из полимеров и армированного стекла для уменьшения веса. Тормоза в большинстве моделей — дисковые с двух-поршневыми суппортами, кое-где даже есть ABS (вроде Bosch Gen 9) и функция рекуперативного торможения, которая подзаряжает батарею при спуске или при торможении мотором. Коробка передач может как присутствовать в конструкции (не редкость — 6-ступенчатая механическая КПП), так и полностью отсутствовать.
Основные характеристики
- Мощность мотора (кВт или Ватт). Чем больше мощность, тем выше максимальная скорость (1000 Вт = 45 км/ч, 2000 Вт = 60 км/ч)
- Батарея, энергоёмкость (кВтч, Киловатт/Час). В качестве батареи, в основном, используются литий-ионный аккумулятор (li-on). Иногда параметры батареи пишут вольт/ампер-час (что-то вроде 72V30A), которые можно перевести в Вт/ч (72В х 30А – 2,2 кВт*ч)
- Дальность, запас хода (километры). Зависит от типа эксплуатации (город/трасса) и ёмкости батареи (7 кВтч = 120 км, 9 кВтч = 150 км и так далее).
- Время зарядки (часы). Плюсом считается наличие у мотоцикла дополнительного разъёма для зарядки, чтобы можно было использовать два источника
У электромотоцикла отсутствует выброс выхлопных газов (нет ДВС же), поэтому они максимально eco-friendly. Из этого вытекает другое огромное преимущество электрических мотоциклов — отсутствие глушителя, а значит спокойствие городских жителей по ночам. Основное же отличие электробайков от электровелосипедов (которые тоже называют электробайки, как мы писали выше) — отсутствие педалей. т.е. ездить он будет исключительно за счет тяги электромотора.
Топовые модели, вроде Kymco RevoNEX могут разгоняться до сотни меньше, чем за 3,9 секунд (со 100 до 200 км/ч всего за 8,7 секунд). У всех огромные ёмкости батареи: Zero FXS (14,4 кВтч, запас хода ~250км), Harley-Davidson LiveWire (15,5 кВтч, запаc хода ~ 280км) и Energica ECO RS (21 кВтч, запас хода ~400км).
Какие модели можно купить в России?
GT Sportbike 3000W
Отличный бюджетный вариант для начинающих мотобратьев. За ~110 000 рублей вы получаете двигатель мощностью 3000 Вт и батареей 72V/24Ah. Время полной зарядки составляет всего 7 часов. Сделать предзаказ можно здесь — https://www.voltbikes.ru/shop/elektroskutery/elektrobajki/. На вольбайкс можно найти полную спеку на GT Sportbike 3000W и посмотреть другие недорогие модели
Электробайк R3
Своим футуристичным дизайном этот мотоцикл обязан своему прародителю — Yamaha R3. Спортивный электромотоцикл R3 можно купить как в минимальной комплектации (мотор 2000 вт, макс. скорость 70 км/ч, ~220 000 рублей), так и в максимальной (мотор 8000 Вт, макс. скорость — 160 км/ч, ~490 тыс. руб). Очевидный плюс — на минимальную комплектацию нужны только права категории М и не требуется постановка на учет
Tesla 20000W
Знаменитая Tesla тоже не осталась в стороне. В гараже компании имеется свой электробайк — Tesla 20000W. Заднеприводный, весом в 80 кг, полностью с дисковыми электрическими тормозами и сумасшедшим, к сожалению, прайсом (~560 тыс. руб)
Делают ли в России электробайки?
«Наш ответ» западу пока что выглядит достаточно скромно. Серийный электромотоцикл ИЖ «Пульсар» L3013 (гражданская версия) сделан по заказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В целом красивый черный матовый цвет портит совсем уж несуразная конструкция самого мотоцикла.
Что касается технических характеристик, то тут всё на весьма приемлемом уровне: бесщеточный мотор постоянного тока Golden Motor HRM10KW мощностью в 15 кВт может развить скорость до 100 км/ч, дальность хода будет завесить от выбранной батареи (от 38 до 160 ампер-часов). Есть одно большое НО: стоит это добро целых 600 тыс. рублей и доступно только по предзаказу.
Нужны ли права на электробайк?
Категории прав для электробайков зависят от их класса и технических характеристик:
- Для управления электротранспортом с мощностью мотора до 250 Вт не требует наличия прав
- Для управления электротранспортом с мощностью мотора от 250 Вт до 4000 Вт (4кВт) требуется категория «М», но не требуется регистрация в ГАИ
- Для управления электротранспортом с мощностью мотора от 5000 Вт до 11 000 Вт (11кВт) требуется категория «А1» (легкие мотоциклы). Такие ТС уже подлежат регистрации в ГАИ
- Всё, что мощнее — категория «А»
Категорию А1 и М можно получить с 16 лет
Как их заряжать?
Электробайки не требуют специальных зарядных станций, вы можете заряжать их от любого источника питания, от обычной розетки.
Если на мотоцикле есть «профессиональные» интерфейсы для зарядки (CSS/SAE, Type2), то никто не мешает заправляться на электро заправках (у нас есть карта заправок в России):
А есть что попроще и подешевле?
Если электробайк для вас пока слишком смелый шаг, то начать можно с более простого электротранспорта
Электропитбайки
Если по-русски, то питбайк — это кроссовой мотоцикл. Те самые, которые вы видели на многочисленных соревнованиях по мотокроссу. Их еще называют эндуро. Их плюсы — легкость, маневренность, отзывчивость в управлении, приспособленность к прыжкам (не рекомендуем в городских условиях). Легкость обеспечивается, в том числе, за счет моноамортизатора, а перевернутая вилка даёт отличную обратную связь с дорогой.
Электрофэтбайки
Фэт в данном случае — про колёса. По сути — это велосипед с широкими колёсами, который создан специально, чтобы месить грязь, преодолевать бездорожье и другие грунтовые неприятности. Такой внежорожник вполне комфортно используется и в городской среде (мягкость хода регулируется давлением в шинах).
Как вам статья?